Рождественская история

Предновогоднее время и канун Рождества – время, наполненное ожиданием чуда. «Линия Полета» погрузилась в историю происхождения символов Рождества, а также составил список самых аутентичных праздничных сувениров.

Текст: Тарас Ковальчук

В декабре красочные ярмарки, ароматы горячего вина и выпечки, которые витают над главными площадями городов, звонкий детский смех и вековые традиции одного из самых любимых праздников сплетаются в один большой фейерверк эмоций.

Европа: елки и украшения

Елочные игрушки (как и, собственно, сама елка) ассоциироваться с Рождеством и Новым годом только в XVII веке – благодаря Прибалтике и Германии. Украшения тогда служили в основном для отображения христианских традиций: макушку дерева венчала Вифлеемская звезда (кстати, в СССР она была успешно заменена на пятиконечную красную), а на ветвях – в качестве символа плодов с Древа познания – развешивались яблоки. Время шло, украшения становились все более интересными и разнообразными: нередко елку наряжали с использованием конфет, пастилы и орехов.

Первые новогодние шары, судя по всему, появились в Германии во время неурожая яблок. В качестве замены фруктам, были использованы стеклянные выдувные игрушки, сделанные в Саксонии. Традиция успешно прижилась и перекинулась на остальные города – сначала в Германии, а затем и по всему миру.

В Великобританию и США традиция наряжать елку пришла в XIX веке, с появлением вездесущих немецких иммигрантов. Европейские обычаи празднования Рождества и Нового года, с одной стороны, пришлись по нраву местному населению, а с другой – поспособствовали объединению с более древними британскими обычаями: например, кельтскими. Именно поэтому в англоязычных странах под рождество принято развешивать под потолком ветки омелы – растения, которое с давних пор было символом обновления и очищения. Благодаря этой традиции чуть позже появились и рождественские венки. А в конце XIX века американский телеграфист Ральф Моррис, который придумал украшать ель еще и сигнальными лампочками (их он использовал для работы), неожиданно для себя нашел самый нарядный и безопасный способ сделать Рождество действительно ярким: так были изобретены елочные гирлянды.

Швеция: Далекарлийская лошадка и соломенный козел

Одним из главных символов Швеции — наряду со сказочными троллями и озорной Пеппи Длинныйчулок — является деревянная далекарлийская лошадка. Знаменитая ярко-красная игрушка была придумана в провинции Даларна (тогда она называлась Далекарлия) еще в XVII веке, и с тех самых пор стала едва ли не визитной карточкой всей страны. Глобальная лошадиная экспансия началась в XVIII-XIX веках, когда местные купцы сначала начали массово скупать эти игрушки у ремесленников из Даларна, а потом – продавать их  в других шведских провинциях. Общемировую известность далекарлийская лошадка получила в 1937 году во время Всемирной выставки в Париже, а уже через два года этот ярко-красный деревянный конь встречал всех гостей на другой выставке – в Нью-Йорке – и уже в качестве символа всей Швеции. Несмотря на то, что далекарлийская лошадка стала практически неотъемлемым атрибутом каждого уважающего себя шведа, в канун Рождества у местного населения принято покупать (и дарить друг другу) другое сказочное животное – соломенного козла. Эту забавную, перемотанную красной лентой фигурку можно найти в доме, кажется, каждой уважающей себя шведской семьи. Самого большого козлика (а точнее, даже полноценного козла)  из соломы каждый год сооружают в городке Евле с 1966 года. Примерно с тех же самых пор местное население шутки ради пытается его поджечь (что происходило уже почти 30 раз), поэтому рождественское утро в Евле начинается с новостных сводок — сгорел-таки в этот раз козел, или все же нет. Кстати, сам рождественский козлик вполне неплохо прижился в России — в основном, это произошло благодаря магазину IKEA, в котором знаменитая шведская игрушка появляется ближе к концу года.  

Где искать: Купить и далекарлийскую лошадку, и соломенного козлика можно на самой известной рождественской ярмарке в Швеции: в Стокгольме, на площади Стурторьет. Ну а для поднятия боевого духа и появления рождественского настроения стоит обязательно выпить пару-тройку кружек знаменитого глега и оценить местные булочки с шафраном — Saffransbullar.  

Австрия: Ботинок для глинтвейна

В Австрии можно умудриться сделать сразу два важных дела – выпить горячего вина из сапога и совершенно официально его (сапог) экспроприировать. А все потому, что практически на всех рождественских ярмарках в Вене глинтвейн наливают не в пластиковые стаканчики, а в специальные кружки в виде ботинка. При покупке вина нужно внести небольшой – буквально в пару евро – залог, после чего уже можно решать, что именно делать с заветной тарой: вернуть продавцу, после того, как глинтвейн будет выпит, или же оставить себе в качестве памятного рождественского сувенира из австрийской столицы. Форма кружки, скорее всего, копирует знаменитые ботинки Санта-Клауса, поэтому и напиток из нее ощущается действительно праздничным и по-настоящему волшебным.

Где искать: За глинтвейном (а также за праздничной кружкой) лучше всего отправиться в городской парк Ратхаус, который на время Рождества превращается не просто в ярмарку, а, скорее, в полноценный парк развлечений – с кукольными театрами и детскими аттракционами. Второй вариант – взять курс на площадь дворцом Шёнбрунн, где обычно не так людно, но не менее празднично.

Швейцария: рождественские гриттибанцы

Всем, кому кажется, что имбирное печенье и пряничные человечки на Рождество — это скучно и попсово, стоит отправиться в Швейцарию. Именно там можно не только купить, но и самостоятельно испечь (а уже потом купить) знаменитые в узких кантонских кругах гриттибанцы (они же Grittibänz). В Швейцарии эти сдобные фигурки в виде полных человечков и не менее тучных ангелов начинают выпекать уже в самом начале декабря, ко дню Святого Николая, и продолжают с удовольствием есть до самого Рождества. Если вы выберетесь в  Швейцарию вместе с близкими людьми, то можно запросто приобщиться к местной гастрономической традиции: каждый из членов семьи должен самостоятельно разукрасить своего гриттибанца с помощью глазури, сахарной пудры и сиропа, а потом повесить его на елку, загадав желание.

Где искать: Наибольшей известностью пользуются гриттибанцы из Люцерна, где довольно часто проходят мастер-классы по их приготовлению.

Германия: щелкунчик

Пожалуй, самый знаменитая немецкая рождественская игрушка — это щелкунчик. При этом к герою Эрнста Теодора Амадея Гофмана деревянная поделка имеет лишь опосредованное отношение. История щелкунчика началась в немецком городе Зайфене (где, собственно, эти игрушки делают и по сей день). Местные жители, которые работали по большей части на рудниках, после тяжелого трудового дня имели привычку вырезать из дерева поделки для детей. Некоторым быстро наскучило мастерить фигурки животных или героев народных сказок, после чего они переключились на остросатирический жанр, и начали стругать статуэтки начальства. Человек, отбирающий у бедных рудокопов большую часть заработка, по всем канонам архетипов, в основном изображался злобным и прожорливым – отсюда и большой рот – товарищем в мундире. Один из работяг – то ли в шутку, то ли из чувства повышенной домовитости – решил приспособить игрушку под важное в хозяйстве дело: колоть орехи. В 1699 году зайфенский крестьянин Иоганн Химан повез тележку с игрушками на ярмарку в Лейпциг, откуда слава о щелкунчике и разлетелась по всей Германии. Ну а в XIX веке эта игрушка вдохновила Гофмана на создание знаменитой рождественской сказки “Nußknacker und Mausekönig”, которая в русском переводе стала называться “Щелкунчик”. Не самую последнюю роль в популяризации Щелкунчика сыграл Петр Ильич Чайковский, написавший по мотивам рассказа музыку к знаменитому балету Мариуса Петипа.

Где искать: В канун Рождества щелкунчики продаются в Германии практически на каждом шагу, но особенно внимание стоит обратить на самые “правильные” игрушки – из города Зайфен.

Адвент-календарь

Самый вкусный и самый приятный способ отсчитывать дни до наступления Рождества — это, определенно, адвент-календарь, название которого происходит от латинского слова “adventus” – ожидать. Практически кукольная конструкция, которая может быть сделана в виде огромной красочной открытки или же выглядеть как праздничный бумажный домик, традиционно имеет 24 крошечных окошка, за которыми лежат заветные сладости. Открывать эти окошки нужно в строгой очередности, по одному в каждый день с первого по двадцать четвертое декабря. Календарь, изначально придуманный в Германии, в XIX веке совершенно логичным образом очень и очень быстро стал популярен по всему миру. В то время (особенно, в религиозных семьях) к сладким презентам часто добавлялись отрывки из Священного Писания, но довольно быстро адвент-календари превратились в более массовый и казуальный продукт. После чего, в 1958 году был выпущен первый промышленный и уже более привычный для нас рождественский календарь – в виде домика-открытки, за каждым окошком которого скрывались фигурные шоколадки. С особенным удовольствием адвент-календари покупались (и покупаются) родителями для своих детей: ведь кто, как не мама с папой понимают, что для ощущения настоящего Рождества важен не только сам праздник, но и радость от его ожидания.

Где искать: Купить адвент-календарь, теоретически, сейчас можно в любом магазине по всему миру, но в идеальном мире у вас может быть два варианта. Первый — отправиться за сказочным рождественским календарем на его историческую родину, в Германию. Второй —сделать его самостоятельно, опираясь только на свою фантазию и железное правило адвент-календаря: один день — один подарок.

Рождественские деды

Каждая европейская страна имеет в своем новогоднем арсенале рождественского деда. В западной традиции образ главного распорядителя рождества пошел от Святого Николая, в восточной — по большей части от языческих богов, но главной его функцией остается одно: нести людям праздник. 

Голландский Синтерклаас является, пожалуй, самым эффектным образом Святого Николая, которой внешне смахивает на короля свэга: волнистая борода, собственный пароход и личные чернокожие помощники — согласитесь, это даже звучит мощно, не то, что выглядит. 

Узбекский рождественский дед является обладателем звучного имени Корбобо, хитрого восточного прищура и — иногда — затейливой тюбетейки на макушке. В качестве верной спутницы Корбобо выступает его внучка Коргыз, а его единственным задекларированным средством передвижения является верный ослик. 

Самый неблагозвучный для русского уха (и вполне нормально воспринимающийся скандинавами) рождественский персонаж Финляндии зовется Йоулупукки. И если сейчас этот милый дедушка внешне неотличим от среднестатистического Санта-Клауса, то еще пару веков назад он щеголял по просторам Финляндии в козлиной шкуре и (очень редко) с небольшими рожками. 

Главный по новогодним делам в России, Дед Мороз, произошел от Мороза — восточнославянского сказочного персонажа, отвечающего за холода и все, что с ними связано. Дед Мороз исторически рассекает на тройке лошадей, а при себе всегда держит любимую внучку Снегурочку. Некоторые, особо вникающие в предмет, исследователи считают, что Снегурочка, исполняющая роль помощницы своего деда, была представлена широкой общественности только в 1937 году, на елке в Доме Советов. 

Восточно-славянский парадокс: если многие русские хотя бы раз, но были в зюзю, то Зюзя удивительным образом периодически заглядывает в Беларусь: именно так на некоторых белорусских диалектах называют местного рождественского деда. Зюзя, как и образ его русского коллеги по цеху, происходит от сказочного персонажу Мороза (который в Беларуси логичным образом называется “Мароз”). Также по канону Зюзя является обладателем не только шикарной бороды, но и приятный на вид лысины.