«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве

30 ноября в Пушкинском музее стартовали «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» — фестиваль, придуманный президентом музея Ириной Антоновой и великим пианистом в 1981 году. Программа этого года тематически перекликается с выставкой «Пикассо & Хохлова» в главном здании музея.

Идея на время превращать музей в концертную площадку родилась не вчера, но у «Декабрьских вечеров» едва ли отыщутся известные аналоги: все дело в том синтезе, который музыка обретает во время фестиваля с проходящими в музее выставками. В этом году фестиваль посвящен революционному искусству, обрамлением к которому стала известная любовная история Пабло Пикассо и балерины Ольги Хохловой.

Пикассо встретил Хохлову в 1917-м на «Русских сезонах» Дягилева в Париже — она была задействована в балете «Парад» на музыку Эрика Сати, к которому испанский авангардист делал декорации. Премьерный показ «Парада» вызвал скандал, ничуть не уступающий тому, что сопровождал премьеру «Весны священной» Стравинского четырьмя годами ранее. Его разнесли как публика, так и критики: Сати в одной из публикаций назвали «антигармоничным психованным композитором для пишущих машинок и трещоток», Пикассо с его кубистскими декорациями — «геометрическим мазилой и пачкуном». Увидеть видеопроекцию этого балета и послушать новаторскую музыку Сати, в которой кроме упомянутых печатных машинок звучит полный спектр уличных шумов, можно будет на концерте «Пабло Пикассо. Балетный триптих» 10 декабря — помимо «Парада» ансамбль солистов «Студия новой музыки» с дирижером Игорем Дроновым исполнит еще два балета, над которыми работал Пикассо: «Треуголка» Мануэля де Фальи и «Голубой экспресс» Дариуса Мийо.

Отношения Пикассо и Хохловой ознаменовали переход художника к более традиционной манере («Я хочу узнавать свое лицо на картинах» — якобы говорила холодно относившаяся к авангарду балерина). Наиболее известен портрет Хохловой в испанском платке мантилье, который тот подарил своей матери, пришедшей в ужас от идеи, что ее сын хочет жениться на иностранке. В отличие от Парижа, в Испании дягилевские балеты принимают вполне благожелательно, а король Альфонс XIII присутствует едва ли не на каждом представлении. Этот период на «декабрьских вечерах» проиллюстрирует вечер «Магия фламенко» с традиционной испанской музыкой в исполнении аутентичного ансамбля из Севильи.

Но главным городом для Хохловой и Пикассо остался Париж, где пара осела после венчания (католик Пикассо венчался по православному обряду). Здесь добившийся материального успеха художник приобрел двухэтажную квартиру, стал заметной фигурой богемной жизни. С парижским периодом жизни Пикассо и Хохловой перекликается концерт «Шедевры французской скрипичной музыки», где произведения классиков импрессионизма Дебюсси и Равеля исполнят скрипач Рене Капюсон и пианист Гийом Беллон. А также вечер французской музыки 1920–1940-х в исполнении оркестра республики Беларусь и болгарской пианистки Пламены Манговой.

В программе «Декабрьских вечеров» стоит также выделить концерт-импровизацию Сергея Юрского в сопровождении джаз-квартета и поэтический вечер Светланы Крючковой со стихами Марины Цветаевой. Завершит фестиваль совместный концерт «Солистов Москвы» Юрия Башмета и мариинских оперных звезд Аскара Абдразакова и Марии Баянкиной: они исполнят 14 симфонию Шостаковича, написанную на стихи Аполлинера (с которым Пикассо связывала тесная дружба), Рильке, Лорки и Кюхельбекера, объединенные темой смерти.

Брак Хохловой и Пикассо закончился травматичным для балерины разрывом, но оставил заметный след в мировой культуре — на выставке в Пушкинском покажут около 200 объектов — от открыток, писем и фотографий до монументальных панно. Это первый совместный проект музея с крупнейшим испанским фондом La Caixa: в будущем в рамках партнерства двух институций в Москве могут пройти выставки Анри Матисса и Жоана Миро, а ГМИИ планирует показать в Испании шедевры из своей египетской коллекции.

 

30 ноября — 27 декабря. Москва. Полная программа на сайте Пушкинского музея.