Фестивальная программа VII Санкт-Петербургского международного культурного форума особенно богата впечатляющими российскими и зарубежными спектаклями. Знаковое театральное событие Европы – XVII Европейская театральная премия – в этом году проходит в Санкт-Петербурге, ее организатор – Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Европейская театральная премия присуждается театральным деятелям и коллективам за выдающийся вклад в реализацию культурных проектов, направленных на улучшение взаимопонимания между народами. Она признана Европарламентом и Советом Европы как самая престижная европейская награда за достижения в культурной сфере. Традиционно премия вручается в двух номинациях: Европейская театральная премия и Европейская премия «Театральная реальность». Впервые Европейская театральная премия была проведена в России в Санкт-Петербурге в 2011 году. Инициатором и организатором с российской стороны выступил Театр-фестиваль «Балтийский дом». В 2018 году «Балтийский дом» вновь представляет Европейскую театральную премию в Санкт-Петербурге. Лауреатам прошлых лет посвящена специальная программа «Возвращения». Проект проводится при поддержке Правительства Санкт- Петербурга. Мероприятия XVII Европейской Театральной Премии будут проводиться в рамках секции «Театр» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Организатор – Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
«Алиса», режиссер Андрей Могучий
13 ноября, Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Спектакль «Алиса», завоевавший две «Золотые маски», — путешествие во времени и пространстве памяти героини. К знаменитому абсурдистскому произведению Льюиса Кэрролла постановка имеет косвенное отношение — скорее это сочинение по мотивам. Героиня спектакля в исполнении Алисы Фрейндлих потеряна и одинока в реальном мире. Застряв в лифте, Алиса оказывается в параллельном мире собственных воспоминаний, а ее неожиданное путешествие в Страну Чудес становится попыткой вернуться к самой себе.
Сочинение для сцены Льва Додина по С. Грамматику, Р. Холиншеду, У. Шекспиру, Б. Пастернаку «Гамлет»
13 ноября, Малый драматический театр – Театр Европы
Уже сотни лет «Гамлет» Шекспира является одним из величайших произведений мировой литературы, а сам Гамлет стал именем нарицательным, воплощающим прежде всего идеалы гуманизма. Но одна из загадок этой великой истории в том, что великий гуманист по ходу действия сводит с ума и убивает практически всех основных героев, а вместе с ними — себя самого. Он постоянно размышляет, можно и нужно убивать или мстить, и как отмстить по-настоящему жестоко. Результат размышлений главного героя — оправдание ненависти, мести, убийства, а в основе всего этого (как неожиданно проговаривается сам принц) лежит желание власти.
Сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки, то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит все новые и новые вопросы, ответ на которые попытается найти «Гамлет» Льва Додина (лауреат Европейской Театральной Премии 2000 года).
«Губернатор», режиссер Андрей Могучий
14 ноября, Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Рассказ «Губернатор», написанный Леонидом Андреевым в 1905 году, основан на историческом событии — «Кровавом воскресенье». Революция и размышления о социальных корнях русского бунта — фон, на котором разворачиваются события спектакля. Градоначальник, приказавший стрелять по толпе рабочих, мучается ожиданием неизбежной расплаты. Он бесконечно прокручивает в голове события, которые привели к трагедии, и ведет диалог с собственной совестью. Предчувствие неотвратимости смерти, экзистенциальное одиночество, беззащитность перед лицом обреченности открывают в герое человека.
«Паз/зл», хореограф-постановщик Сиди Ларби Шеркауи
14 ноября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
В своем спектакле Сиди Ларби Шеркауи ставит под сомнение кажущуюся важность порядка и гармонии, рассказывая о неупорядоченных с виду «паззлах» — в том числе музыкальных. Какая-то песня может брать свое начало сразу из нескольких культур или источников — религиозных и светских, христианских и мусульманских. Точно так же традиции, которые мы легко называем европейскими или восточными, никогда не являются монолитными и определяемыми чем-либо одним. В «Паз/зл» хореограф восхищается смешанностью, которая составляет нашу жизнь.
«Швейк. Возвращение», режиссер Валерий Фокин
15 ноября, Российский государственный академический театр драмы
им. А.С. Пушкина (Александринский)
Кто он — Швейк 21-го века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояния всех со всеми, по-прежнему пытается уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности. «Швейк. Возвращение» — спектакль Валерия Фокина, в котором поднимаются важные вопросы: о взаимоотношениях человека и государства, ответственности каждого за происходящее в мире. Театр и сегодня готов говорить о войне в карикатурной традиции, созданной Ярославом Гашеком, но вместе с тем жестко и бескомпромиссно напоминая о разрушительной силе сражений — в противовес актуальной повестке.
«Гроза», режиссер Андрей Могучий
15 ноября, Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
«Гроза» — это тонкая игра актеров в аутентичный, архаичный русский театр времен Александра Островского, театр прямого высказывания и обращения к зрителю. Спектакль показывает внебытовую театральность пьесы: это шкатулочная мистерия, жизнь Катерины и других обывателей волжского Калинова между адом и раем в лакированном пространстве сцены. Это русская интерпретация классической трагедии как конфликта между долгом и чувством, безудержной страстью и неистовой верой.
«Границы» / Фрагменты, постановка Cirkus Cirkör
15 ноября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Спектакль «Границы» шведской цирковой компании Cirkus Cirkör — поэтическое исследование жизни Европейского Союза в движении. Пять акробатов оказываются в мире, преображенном самым поразительным образом — с изумительными видами моря, природы и городов. Они пытаются объединиться, преодолевая препятствия, возникающие между ними. Мир полета, путешествий противопоставляется индивидуальным пределам человеческих возможностей, в том числе телесных, которые связанны с риском и болью. В этом представлении показан современный цирк в его лучшем проявлении.
«Дыхание», режиссер Тьяго Родригес
16 ноября, Молодёжный театр на Фонтанке, Большая сцена
Кристина Видаль, 40 лет проработавшая суфлером Национального театра Королевы Марии II в Лиссабоне, приняла приглашение сыграть в спектакле художественного руководителя театра Тьяго Родригеса «Дыхание», воздающего должное театру и его работникам. Здесь память и сопротивление снова становятся основными моментами постановки режиссера. Когда театр уже превратился в руины, кто-то все равно остается на своем посту. В закрытом театре суфлер пробуждает прошлую жизнь здания, шепча в уши актеров те воспоминания, которые хочет рассказать зрителям, а мы не знаем, где кончается биография и начинается вымысел.
«Сегодня. 2016…», режиссер Валерий Фокин
16 ноября, Новая сцена Александринского театра
В постановке Валерия Фокина на Новой сцене главный герой старается разгадать загадку не известной людям могущественной силы, которая предложила лидерам мировых держав фантастическую сделку: свои технологии, чтобы прекратить войны и международные конфликты. Спектакль построен как монолог персонажа, где его мучают образы прошлого и противоречия настоящего. Черная коробка Новой сцены, рассаженные будто в клетке на двух этажах зрители, парящие над залом дроны, скрежет, шум — всё это проекция внутреннего мира единственного героя спектакля.
«Враг народа», режиссер Ян Клята
16 ноября, Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Главные герои пьесы, мэр города Петер и его радикально настроенный брат Томас, оказываются в непростой ситуации: Томас обнаруживает, что в лечебные воды почти достроенного туристического курорта попадают отходы из сигнализации. Однако никто не желает замечать опасности, нависшей над посетителями, а семейные отношения между мужчинами приводят к тупиковой ситуации. Постановка польского режиссера Яна Кляты отличается впечатляющим дизайном, отличной хореографией и обновленным текстом драмы Генрика Ибсена, которая делает работу Яна более открытой для зрителей. «Враг народа» относится к Ибсену как к зеркалу, чтобы через его текст поговорить о современной Польше.
«Маскарад. Воспоминания будущего», режиссер Валерий Фокин
17 ноября, Российский государственный академический театр драмы
им. А.С. Пушкина (Александринский)
Спектакль Всеволода Мейерхольда «Маскарад» — мировая легенда, премьера которой состоялась в Александринском театре в дни Февральской революции. Он шел вплоть до начала Великой Отечественной войны. После театр пытался возобновить «Маскарад», но мало было восстановить форму: следовало найти «ключ» к замыслу, выявить то вечное, что было зашифровано в образах сценического шедевра. Теперь театр предлагает современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое, воссоздав образ постановки великого режиссера — сценографически, музыкально и ритмически, с помощью современных художественных и технологических приемов. Однако «Маскарад. Воспоминания будущего» Валерия Фокина — больше, чем реконструкция: это авторское высказывание, соединение прошедших столетий и сегодняшнего дня.
Билеты на спектакли можно приобрести на площадках проведения мероприятий.
Официальный сайт Форума culturalforum.ru