Одно из самых ярких музыкальных событий России — фестиваль Усадьба Jazz — отмечает 15-летие. В этом году он проходит в четырех российских городах: Москве, Петербурге, Воронеже и Екатеринбурге. Мария Сёмушкина, автор идеи и президент фестиваля, составила для «Линии полета» джазовую карту мира.
Интервью: Егор Антощенко | Фото: Алёна Бжахова, пресс-служба Усадьбы Jazz
Вы бываете на многих музыкальных фестивалях по всему миру. Куда вы в первую очередь порекомендуете отправиться тем, кто любит джаз?
Фестивалей очень много. Рекомендую хоть раз в жизни посетить Новый Орлеан — это один из самых моих любимых городов на Земле. Там все просто дышит музыкой, она встречает вас на каждом углу Французского квартала, знаменитой Congo Square. Разумеется, и джазовый фестиваль там — один из лучших в Штатах. Несколько лет назад мы воссоздали атмосферу Нового Орлеана на Усадьбе Jazz — привезли в Москву местных музыкантов, танцоров, шеф-поваров — и люди помнят о нем до сих пор.
Из европейских фестивалей мы с музыкальным директором Еленой Моисеенко стараемся не пропускать роттердамский Nord Sea Jazz — всеохватывающий форум, где можно послушать и классиков, и модную молодежь. Рекомендую построить расписание заранее — там огромное количество сцен, между которыми приходиться разрываться. Если выпадает такая возможность, я с удовольствием езжу на фестиваль в Мольде в Норвегии — на Усадьбе Jazz почти каждый год играют музыканты из этой страны. В этом году это отличная группа Rohey, которая играет такой жаркий северный неосоул — она выступит в Петербурге. Еще очень люблю Umbria Jazz Festival в итальянской Перудже — в этом году у него, как и у нас юбилей (правда, он на 30 лет постарше) и программа просто фантастическая: от Ван Моррисона со Стенли Кларком до Дэвида Бирна и Massive Attack.
С кем из музыкантов вы познакомились благодаря зарубежным фестам?
На фестивале в Екатеринбурге выступит отличная группа Daraa Tribes — удивительная смесь блюза с музыкой марокканских кочевников. Я впервые увидела ее на Visa For Music в Марокко — фестивале, который я нежно люблю за то, что там можно услышать музыкантов со всего африканского континента. Он проводится в городе Рабат, фантастически красивом месте на берегу Атлантического океана.
Вообще, world music — одно из самых интересных течений в музыке сейчас. На фестивале в Архангельском у нас выступила группа AYWA, играющая эклектичную музыку, замешанную на фольклоре Северной Африки. А также Марк Элияху — очень интересный израильский музыкант, который провел детство в Дагестане и всем сердцем полюбил фольклор ближнего Востока, Азербайджана, Турции, Армении. Он играет на редком инструменте кеманча — персидской лире.
Перед тем как дорасти до больших фестивалей, джаз исполняли в клубах. Какие из них являются главными «местами силы», на ваш взгляд?
Больше всего первоклассных клубов, безусловно, в Нью-Йорке. Это респектабельные места вроде Blue Note, Lincoln Center или Village Vanguard, которые помнят Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна и других великих мастеров. И невероятно уютные места вроде Smalls, где звучит хард-боп, авангардный джаз, музыка сегодняшнего дня. Нью-йоркский джаз — уже отдельная традиция. В этом году в Архангельском выступил Донни Маккаслин — нью-йоркский саксофонист, прославившийся работой над альбомом Дэвида Боуи Blackstar. Мне очень нравится такой джаз: он одновременно драйвовый, интеллектуальный и нескучный.
Чьего выступления вы ждали сильнее всего на московском фестивале?
В этом году у нас получился очень интересный и разносторонний лайнап. Тут и совсем молодая звезда Джейкоб Коллье, мультиинструменталист и самородок, который заставил говорить о себе таких мастеров как Херби Хэнкок и Куинси Джонс с помощью своих роликов на Youtube. Это джазовый музыкант новой формации, записавший свой первый альбом самостоятельно и получивший за него две премии «Грэмми». У нас выступил любимец аудитории Усадьбы Jazz — камерунский басист Ришар Бона, человек невероятного обаяния и харизмы, который будто подсвечивает пространство вокруг себя на сцене. Его, кстати, тоже можно причислить к сцене world music: он экспериментирует с африканской, карибской музыкой. Финальным аккордом стало выступление группы Принса New Power Generation с посвящением великому музыканту. Было очень много талантливой молодежи, российских джазовых музыкантов со свежими идеями — например, группа Under Influence и отличный саксофонист Даниил Никитин со своим проектом 21pm.
Усадьба Jazz давно вышла за пределы Москвы. Почему стоит специально приехать на фестивали в Петербург, Екатеринбург или Воронеж?
Это отличная возможность разом увидеть местные памятники архитектуры и послушать отличную музыку. В Петербурге это Елагин остров и красивейший дворец Юсупова, вид на малую Невку — в этом году среди хедлайнеров там будет Джосс Стоун, замечательная британская соул-певица, обладательница премии «Грэмми», она продолжает традицию «голубоглазого соула», когда белые музыканты талантливо исполняют черную музыку — как в случае с Томом Джонсом, Эми Уайнхаус, Адель. В Екатеринбурге фестиваль состоится, как всегда, в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых, где выступит любимая группа «Аукцыон», отметившая 40-летнию юбилей.
В Воронеже это очень красивый неоготический дворец Ольденбургских. Кстати говоря, в Воронеже у нас всегда на фестивале стоит очень жаркая погода — все четыре года, что мы его проводим. И очень отзывчивая и преданная аудитория, открытая к самым разным музыкальным экспериментам. В этом году там выступит певица Кэтрин Расселл — как и Маккаслин, она сотрудничала с Боуи, была бэквокалисткой во время его последнего тура. А сейчас превратилась в одну из самых заметных джазовых певиц у себя на родине. В ее манере есть что-то невероятно органичное, как у джазменов старой школы. Как будто музыка у них в пальцах, и им даже никаких усилий прилагать не надо, чтобы ее извлечь. Слушаешь ее — и кажется, что ровно так же этот голос мог звучать полвека назад. Думаю, что это будет очень запоминающийся концерт!