Современный танец на карте мира

Современный танец, или контемпорари дэнс вырос из стремления к свободе выражения языком пластики и музыки. В этом относительно молодом виде искусства уже есть авторитетные школы и мировые звезды. Карту по этому захватывающему миру составил для «линии полета» Вадим Каспаров, организатор фестиваля OPEN LOOK и сооснователь одной из первых в России школ современного танца «Каннон Данс» Вадим Каспаров.

Отличная идея — «паспорт болельщика» для чемпионата мира по футболу. Вот если бы мы смогли сделать условный «чемпионат мира» по современному танцу. Чтобы с заветным бейджем и на самолет, и на поезд, и на спектакль, и на мастер-классы, и на танцевальное кино, а еще можно попасть на лекцию или встречу с хореографами! Сказки, скажете вы? Однако, по сути международный фестиваль современного танца OPEN LOOK уже 20 лет собирает этот мировой пазл современного танца в одном городе — Санкт-Петербурге, собирая в одном месте в одно время лучшее с мировой карты контемпорари.

НИДЕРЛАНДЫ

Если решать куда лететь первым рейсом, то лично я выбрал бы Голландию… Там можно найти все стили танца и не танца… Конечно, главная витрина современного танца и балета — NDT (Netherlands Dance Theatre), добившаяся исключительного качества каждого спектакля. К счастью, компания регулярно приезжает в Россию. Однако самое интересное

происходит ежегодно на Dutch Dance Days – Днях нидерландского танца. Один из последних проектов «Душа № 2» в постановке экс-танцовщика NDT и Batcheva — хореографа Jerome Mayer получил восторженные отзывы голландских критиков.

БЕЛЬГИЯ

Из Голландии едем на поезде (около часа) в Бельгию. Несмотря на географическую близость подход к современному танцу тут кардинально отличается от Нидерландов. Движенческий минимализм, работа на разрыв аорты, доведение танцоров до изнеможения — все это, на мой взгляд, отличительные особенности бельгийского танца… Ян Фабр, Вам Вандейкибус, Анна Тереза де Кирсмайкер, Анн Ван дер Брук — неполный список здешних известных хореографов.

ИЗРАИЛЬ

Количество классных и профессиональных коллективов, хореографов, танцовщиков в Израиле зашкаливает. На фестивале израильского танца Dance Exposure программа начинается в 11:00 и заканчивается в 23:00 (без перерыва на обед). Это ошеломляет. Но, когда тебе говорят через 4 дня показов, что еще столько же не вошли в программу фестиваля, это становится последним гвоздем в крышку… белой зависти.

Конечно, компаний с мировым признанием не так много, но вполне достаточно. Одна компания Батшева и ее лидер Охад Нахарин, это уже легенда! Но компании позадиристей такие как Вертиго и Киббутц Данс Компани, всегда дышат в спину Батшевы, чтобы те не расслаблялись. Однако, несмотря на такое количество коллективов, живут они не на широкую ногу и зачастую молодые ребята решаются уезжать в Европу и в США, где они всегда найдут применение своим талантам. Пора в дорогу…

 ФИНЛЯНДИЯ

В этот раз мы пропустим Францию, Германию и Швейцарию, а перелетим на июньский фестиваль в Куопио, которому исполняется в следующем году 50 лет. Помимо звездных гастролей, он известен своей большой программой социального танца, в который вовлекает большое количество любителей танца, студентов и школьников. Наши финские соседи активно развиваются более 40 лет в сфере современного танца, а в 2020 году в Финляндии наконец откроют свой Дом танца в Хельсинки.

Сегодня финский танец самым ярким образом представляет Теро Саариннен. Его последняя премьера «Дыхание» с аккордеонистом и перформером Киммо Похьоненом, а также с художником по свету Микки Кунтту создают атмосферу «апокалипсиса», который одновременно восхищает и в то же время пугает своей реалистичностью.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Несмотря на дальность дистанции финские хореографы и компании (не только танцевальные, но и бизнес) открыли для себя корейский танец, поэтому рейс прямой! Бум современного танца особенно заметен в Южной Корее, где сегодня работает около 46 компаний современного танца и всего 5 балетных театра. Одна из самых заметных компаний Korean National Contemporary Dance Company в этом году планирует свой первый визит в Россию на 20-й юбилейный фестиваль OPEN LOOK 2018, который состоится в августе в Санкт-Петербурге. Соединение корейской этники, национальных музыкальных инструментов и современного танца смотрится очень органично.

В Корее несколько фестивалей танца среди которых надо выделить один из первых SIDance Festival (Seoul International Dance Festival)… Большая международная программа и «срез» того, что делают в Корее современные хореографы, ставят этот фестиваль в разряд значимых региональных фестивалей.

РОССИЯ

Я соскучился по России и поэтому мое турне подходит к концу и напоследок еще один город Екатеринбург. Если собрать региональные компании современного танца из Екатеринбурга, Челябинска, Перми — то можно смело делать масштабный фестиваль. И, 7–8 лет назад театральный критик Лариса Барыкина и директор Французского института Эдуард де Люмле инициировали такой фестиваль «На грани», который с успехом ежегодно в ноябре собирает на Урале, в Екатеринбурге, большую программу современного танца.

Современный танец в России, впитав в себя очень большое количество школ, идей и концепций активно ищет свое собственное лицо. Особое место в этой палитре русского танца, конечно, занимают «Провинциальные танцы» и их лидер Татьяна Баганова. В этом году они взяли очередную «Золотую Маску» со спектаклем «Имаго-ловушка».

Столица нашей Родины Москва — это особый разговор, но про «Балет Москва» мы помним, и он обязательно по традиции приедут в Санкт-Петербург, наряду с другими участниками нашего фестиваля.

Русский танец давно достиг высокого уровня, а хореографы первой волны — Ольга Пона, Саша Пепеляев, Саша Кукин, Наталья Каспарова и другие — находятся в прекрасной творческой форме и не перестают удивлять ежегодно своими премьерами. Однако есть и хореографы новой формации — Алиса Панченко, Ксения Михеева, Олег Степанов, Константин Матулевский, Владимир Варнава, Ольга Васильева — с большим потенциалом.

14–18 августа, Санкт-Петербург, фестиваль Open Look