В небо над нашими головами ежедневно поднимается более 100 000 самолетов, а число людей в воздухе каждую минуту равнозначно населению крупного мегаполиса. В программе «Летающий город» телеканал Travel+Adventure рассказывает, кому и как удается поддерживать безопасность и надежность авиаперевозок.
Фото: кадры из передачи «Летающий город» на телеканале Travel+Adventure; © BBC, 2016
Текст: предоставлен телеканалом Travel+Adventure
Ведущие шоу «Летающий город», научный обозреватель Даллас Кэмпбелл и доктор Ханна Фрай, исследуют поразительные аэропорты мира, изучают последние технологические открытия в области авиации и знакомятся с выдающимися пилотами, авиадиспетчерами, инженерами и всеми, кто посвятил себя авиации.
Аэропорт в Атланте, США
Международный аэропорт Хартсфилд Джексон в Атланте — один из самых загруженных в мире. Обслуживанием этого крупнейшего транспортного узла занимаются около 60 тысяч человек. Каждый день сюда прилетают 1300 самолетов, то есть посадки совершаются каждые 30 секунд. Хартсфилд похож на гоночную трассу. Эффективная система распределения воздушных судов позволяет ежедневно безопасно принимать и отправлять тысячи пассажиров.
Слаженность работы диспетчеров поражает. Они непрерывно помогают заводить самолеты на посадку с расстояния в 12 километров. Промедление недопустимо, ведь при таком уровне загруженности малейший сбой в работе диспетчера затормозит всю систему управления воздушным движением. В диспетчерской царит атмосфера абсолютной сосредоточенности.
Аэропорт Атланты способен справиться с невероятным потоком рейсов благодаря уникальной схеме взлетно-посадочных полос (ВПП). Пять полос идут параллельно, благодаря этому одновременно могут садиться три самолета. С двух других полос в то же самое время самолеты могут взлетать. Такая технология избавляет от проблемы невозможности посадки, если ВПП занята.
Кроме того, в этом аэропорту спроектирована уникальная рулежная дорожка «Виктор» — участок летного поля, соединяющий между собой различные участки аэродрома: стоянки, перрон, ангары и др. Эта рулежная дорожка проходит ниже уровня ВПП, что позволяет самолетам маневрировать на поле и подъезжать к терминалам, не пересекая полосы и не мешая взлету и посадке.
Состояние ВПП каждый день мониторит специальная инспекция, девиз которой можно сформулировать так: «Скорость и зоркий глаз». Взлетно-посадочная полоса должна быть идеально чистой, никаких, даже самых мелких, предметов на ней быть не может. Интенсивность рейсов оставляет инспектору лишь 45 секунд на проверку полосы, и за это время он, передвигаясь по полосе на уборочной машине на скорости около 50 км/час, способен заметить даже мелкий шуруп или гайку, которой там не место.
В наше время все производители реактивных двигателей используют системы мониторинга. Как только возникает проблема, на помощь сазу же спешит бригада инженеров, где бы эта проблема ни произошла. Пилоты в свою очередь постоянно отрабатывают на летных тренажерах различные ситуации, которые могут возникнуть в небе. Контролировать нужно не только двигатели. Когда речь идет о безопасности 9 миллионов человек в сутки, ничего нельзя пускать на самотек, поэтому международные правила регулируют абсолютно все аспекты безопасности воздушных перевозок. Один из наиболее важных — техническое обслуживание самолета. Это не просто замена масла и фильтров, как в автомобиле. Самолет буквально разбирают и собирают заново, проверяя каждый сантиметр корпуса и каждую деталь.
Исследование жизни аэропорта изнутри показывает, что современная авиация представляет собой верх технической и инженерной мысли. В то же время слаженная работа и профессионализм сотрудников аэропорта как на земле, так и в небе, в очередной раз развеивают сомнения в безопасности авиаперевозок.
Аэропорт Паро, Бутан
В отличие от ультрасовременного Хартсфилда аэропорт Паро в Королевстве Бутан оснащен только одной взлетно-посадочной полосой и расположен в долине, окруженной пятикилометровыми пиками Гималайских гор. Посадить самолет в таких условиях могут примерно 30 пилотов во всем мире. Здесь нет радара сопровождения, так что пилоты садятся исключительно вручную, ориентируясь визуально. Заходить на посадку приходится через длинное узкое ущелье, а в 500 метрах от аэропорта проходит высокий горный хребет. Пока самолет не преодолеет его, пилоты вообще не видят взлетно-посадочной полосы.
После того, как самолет облетит хребет, его нужно идеально выровнять по отношению к полосе на высоте всего лишь 30 метров. Саму полосу пилот видит за 15 секунд до посадки, поэтому права на ошибку здесь нет. Минимальная длина ВПП по международным стандартам составляет 45 метров, но в Паро она всего 30 метров, что создает дополнительные трудности.
Аэропорт Паро принимает всего 5 рейсов в день, которые проходят под управлением самых профессиональных пилотов в мире, а самолеты, прибывающие в Паро, создаются по спецзаказу. Они оснащены усиленными стойками шасси и мощными двигателями из-за особенностей взлетно-посадочной полосы. Рейс в Паро — это уникальный, продуманный до малейших деталей маршрут и едва ли не единственная возможность увидеть с борта самолета самую высокую гору планеты, Эверест. Кстати, капитан информирует о подлете к Эвересту, позволяя пассажирам вдоволь насладиться видом на невероятное природное чудо.
Когда видишь, как хорошо работники аэропорта справляются с огромным потоком прибывающих самолетов, то поневоле задаешься вопросом, до каких пределов может увеличиваться аэропорт. Согласно прогнозам, за следующие 20 лет объем авиаперевозок увеличится вдвое, а число пилотов в мире превзойдет полмиллиона. С каждым годом авиация развивается все больше, открывая новые горизонты и позволяя людям комфортно чувствовать себя в небе.
Не упустите возможность узнать все самое интересное о выдающихся достижениях, людях и местах, соединяющих две стихии в шоу «Летающий город» на телеканале Travel+Adventure.