«Молодежь и будущее авиации и космонавтики — 2017»

Подведение итогов Межотраслевого молодежного конкурса научно-технических работ и проектов «Молодежь и будущее авиации и космонавтики — 2017» состоялось в Московском авиационном институте 21 ноября. Традиционно журнал «Линия полета» отметил лучшие работы в специальной номинации «Будущее гражданской авиации».

Материал подготовила Ксения Баланенко

Конкурс проводится с 2009 года, а с 2014 стал одним из мероприятий Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week. В этом году специального приза от «Линии полета» были удостоены Василий Левин и Максим Петров (АО «Гражданские самолеты Сухого») за работу «Система информационного обеспечения эксплуатации воздушных судов в режиме реального времени». Поощрительный приз от журнала получил студент МАИ Сергей Дяченко, представивший проект «Разработка модели системы синтетического видения для перспективных гражданских самолетов».
Поздравляем и представляем победителей.
В «Системе информационного обеспечения эксплуатации воздушных судов в режиме реального времени» авторы разработали систему сообщения между самолетом и наземным персоналом: самолет посредством авиационных систем сам консолидирует информацию и передает ее на землю. Это достойное конкурентное решение, если сравнивать его с зарубежными аналогами. Система дает максимально эффективные решения для устранения неполадок воздушного судна. Она предоставляет более широкий и параллельный канал данных (информации передается гораздо больше, чем та, которую видит пилот). Это фактически общение самолета с землей, где самолет сам себя диагностирует и сообщает о неисправностях. Система не привязана к каким бы то ни было платформам, работает в веб-среде, а это значит, что любая техника с доступом в интернет становится источником для получения и передачи необходимых данных. Конечным пользователем становится наземный персонал, который моментально получает информацию о неполадках и принимает соответствующие меры.
Также была отмечена работа Сергея Дяченко «Разработка модели системы синтетического видения для перспективных гражданских самолетов». Поскольку одними из наиболее сложных этапов полета самолета являются взлет и посадка, особенно в условиях низкой видимости (например, ночь, туман), для облегчения работы экипажа используется ряд вспомогательных систем. Среди них выделяется система синтетического видения. Она формирует трехмерную картину окружающей обстановки (модель рельефа, потенциальных препятствий, аэродромных объектов) и отображает полученный кадр на пилотажных дисплеях. Таким образом, система синтетического видения обеспечивает пространственную осведомленность экипажа в условиях низкой видимости. Кроме того, в критической ситуации использование легко воспринимаемой визуальной информации от данной системы повышает безопасность полета за счет сокращения времени принятия решения. Формирование трехмерного изображения осуществляется на основе информации от навигационных бортовых систем, предоставляющих информацию о положении самолета. Также на борту хранятся базы данных рельефа, препятствий и объектов аэродромной инфраструктуры, которые также используются при формировании трехмерного представления окружающей обстановки. Система позволяет моделировать расположение самолета относительно конкретной точки, используя информацию со спутников. И если раньше приборы показывали только положение самолета относительно земной поверхности, то теперь к этому добавилось полное визуальное представление положения ВС относительно реального рельефа местности. Такое точное иллюстрирование упрощает понимание о нахождении ВС относительно естественных препятствий.
Оба отмеченных проекта — пример реальных разработок, направленных на повышение уровня безопасности полетов.